Профессия библиотекарь для детей и в школах. Подробное описание

Тип профессии по предмету труда. работа библиотекаря связана с книжками, текстами, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».

Тип профессии по признаку цели. модифицирующий.

Тип профессии по средствам труда. ручной.

Тип профессии по условиям труда. работа в «комнатных» критериях.

Класс профессии: исполнительский (по нраву труда профессия библиотекаря подразумевает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по данному эталону, с точным соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Библиотекарь — спец по обработке инфы в библиотечной и информационной сферах.

Основная деятельность библиотекаря связана с оказанием информационных услуг популяции (подбор литературы, консультирование, составление каталогов), учетом и классификацией хранящихся в библиотеке изданий, проведением работ по сохранности имеющегося библиотечного фонда.

К главным обязательствам библиотекаря относятся:

  • комплектование, сервис, организация учета и хранения печатных материалов, научно-технической инфы на разных носителях, управленческой документации;
  • работа по организации справочно-библиографического аппарата библиотек в классическом и автоматическом режиме;
  • проведение исследований, чтение лекций, роль в научно-практических семинарах и конференциях;
  • разработка методических пособий в области библиографии, информатики делопроизводства, проведение работ по унификации документов, разработке эталонов;
  • сервис юзеров библиотечных и других информационных фондов, подготовка для их обзоров, справок, документов, консультирование по вопросам наличия и поступлений интересующей их инфы, правил использования фондами.

Требования к личным особенностям спеца

Библиотекарь должен владеть такими личностными свойствами. как хорошая память и внимание, навыки скорочтения, аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпение, усидчивость.

К профессионально важным качествам библиотекаря относятся:

  • интерес к чтению;
  • широкая эрудиция;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • хорошая долговременная и оперативка, развитое внимание к деталям, цифрам, символам, знакам и пр.

К медицинским противопоказаниям. препятствующим работе библиотекарем, относятся:

  • судороги, потеря сознания;
  • некорректируемое снижение остроты зрения;
  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • расстройства слуха;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений.

Требования к профессиональной подготовке

Библиотекарь должен хорошо знать. тенденции развития мировой и отечественной культуры; творчество выдающихся писателей; основные произведения отечественной, зарубежной литературы и литературы для детей и юношества; историю системы документальных коммуникаций, специальную терминологию, историю книг и книжного дела; теоретические основы библиотековедения; типологию читателей, особенности их чтения; основы организации библиотечного обслуживания; состав и структуру библиотечных фондов; виды и формы каталогов; систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы; основы теории и истории библиографии как области документально-информационной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий; нормы библиотечной этики.

Библиотекарь должен уметь :

Профессия библиотекарь для детей и в школах. Подробное описание
  • осуществлять профессионально-практическую библиотечно-библиографическую деятельность;
  • комплектовать, обрабатывать и хранить библиотечные фонды;
  • осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;
  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникационные средства в процессе библиотечно-библиографической работы.

Библиотекари могут работать в государственных библиотеках, библиотеках высших и средних учебных заведений, библиотеках школ, медиа-центрах. На многих предприятиях существуют собственные библиотеки, для работы в каких также требуются высококвалифицированные специалисты.

Библиотекари могут работать самостоятельно (заведующий небольшой библиотекой предприятия, учреждения или школы) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.

Библиотекари проводят весь день в помещении: специальные кабинеты, хранилища, отделы выдачи литературы.

Рабочая поза – преимущественно сидя; если специалист осуществляет подбор и выдачу литературы – стоя.

В работе библиотекарь использует ручные средства труда (ручка, карандаш) и современные технические средства (сшиватели, штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания и обеспыливания.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Специальная одежда библиотекаря. халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники и пр.

Библиотекари постоянно общаются с большим количеством людей, а значит, существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Библиотекари работают с бумагами, которые долго хранились и поэтому могут вызывать аллергию, также заболевания бронхолегочной системы.

Требуемое профессиональное образование

Получить профессию библиотекаря можно в учреждениях среднего профессионального образования (специальность «Библиотековедение») либо высшего профессионального образования (специальность «Библиотечно-информационная деятельность»).

  • Учреждения среднего профессионального образования:
  • Учреждения высшего профессионального образования:

Перспективы карьерного роста специалистов в области библиотечного дела связаны с освоением смежных областей (историк, культуролог, HR-специалист и пр.), научным развитием (аспирантура, написание поисковых и научно-исследовательских работ), повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).

Профессиональный рост библиотекаря может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, станет руководителем структурных подразделений (отделов) библиотеки.