Интерактивные методы обучения в ВУЗе

Интерактивные способы обучения являются одним из важных средств совершенствования проф подготовки студентов в высшем учебном заведении. Педагогу сейчас недостаточно быть просто компетентным в области собственной дисциплины, давая теоретические познания в аудитории. Нужно чуть по другому подходить к современному учебному процессу.

Интерактивные методы обучения в ВУЗе

Результаты большинства исследовательских работ подтвердили, что внедрение интерактивных способов является самым действенным путем обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Студентам легче вникать, понимать и запоминать то, что они смогли изучить, если они станут субъектами учебного процесса. Исходя из этого, методические разработки по любой дисциплине обязательно должны включать в себя интерактивные методы обучения. Благодаря этому в учебный процесс будут включены все студенты, без исключения.

Интерактивные методы обучения в ВУЗе подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме непрерывного диалога, беседы. Они ориентированы на взаимоотношение студентов как с преподавателями, так и вместе. Причем доминирующую позицию должны занимать именно учащиеся, роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия.

Интерактивные методы обучения помогут решить следующие проблемы:

  • формирование у обучающихся интереса к дисциплине;
  • оптимальное усвоение рабочего материала;
  • развитие интеллектуальной самостоятельности, поскольку студентам необходимо индивидуально искать пути и варианты решения проблемы;
  • обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения;
  • обучение уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;
  • установление взаимодействия между учащимися;
  • формирование у студентов мнений, отношений, профессиональных и жизненных навыков.

Ведущие интерактивные методы обучения следующие:

  • круглый стол (дебаты и дискуссия);
  • мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторм);
  • ролевые и деловые игры;
  • study (анализ определенных ситуаций);
  • мастер-класс.

Интерактивные методы должны внедряться с учетом ряда принципов.

Первый закон. Занятие не является лекцией, а является общей работой.

Второй закон. Все участники должны быть равны вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта.

Третий закон. У студентов и у преподавателя есть право на то, чтобы иметь и высказывать свое мнение абсолютно по любому вопросу.

Четвертый закон. На занятиях не должно быть места для прямой критики личности. Комментироваться может исключительно идея.

Пятый закон. Все, что было сказано на уроках, не является руководством к действию, а является информацией к размышлению.

Методы интерактивного обучения должны включать в себя определенный алгоритм проведения.

На этапе подготовки к занятию преподавателю рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий. Для этой цели подготавливается дополнительный материал. Помимо этого, необходимо учесть возраст студентов, временные рамки занятия, особенности темы и т.д..

Занятие должно начинаться со вступления, во время которого участникам дается информация о его целях, основных правилах и законах.

В основную часть рекомендуется включить менее двух заданий. Причем первое будет служить для разогрева. Основное упражнение нужно продумать очень тщательно, чтобы оно оптимально решало поставленные на уроке цели и задачи.

Заключение рекомендуется проводить в форме рефлексии, чтобы каждый студент смог осознать, что он узнал нового, какие умения и навыки сформировал.