Может ли элитная школа быть вредной

Издавна собирался написать несколько нежных слов об элитных школах. О различных физико-математических и тому подобных: о школах, которые их седые титулованные выпускники часто предлагают использовать в качестве образца для других жалких общеобразовательных школ.

Лично я считаю, что для нашей системы образования в целом элитные школы если не откровенно вредны, то как минимум совершенно бесполезны. Чтобы наглядно продемонстрировать данный факт, я перечислю причины, по которым средний выпускник элитной школы добивается таких значительных успехов.

Во-первых. в элитные школы детей отбирают. Туда отбирают или умных детей, или детей из обеспеченных семей, или детей с мозговитыми родителями. Другими словами детей, которые уже находятся в привилегированном положении. Таким макаром, элитные школы крадут у школ обычных лучших учеников.

Может ли элитная школа быть вредной

Во-вторых. в элитные школы отбирают и учителей. Лучшие учителя, обычно, попадают именно в элитные школы. Таким макаром, элитные школы крадут у школ обычных ещё и лучших учителей.

В-третьих. учитель в обычной школе имеет возможность выгонять не желающих учиться или неспособных детей, резко повышая тем скорость и эффективность обучения. Таким макаром, элитные школы используют школы обычные как мусорный контейнер, куда они сваливают свои отходы.

В-четвёртых. дети в элитных школах чувствуют себя элитой и к ним относятся как к элите. Многочисленные исследования психологов показывают, что это не только лишь сильно мотивирует, да и напрямую влияет на эффективность обучения.

Если взять класс в любой школе и случайным образом разделить детей на «успевающих» и «отстающих», через какое-то время мы увидим, что успевающие учатся лучше, а отстающие – значительно хуже. Несмотря на то, что изначально половинки класса были примерно равны по знаниям.

Другими словами элитные школы используют обычные школы как эдакую подставку для ног, отталкиваясь от которой учащиеся в элитных школах дети могут чувствовать своё превосходство над «быдлом».

Проще говоря, мы видим, что все преимущества элитных школ сводятся к их. паразитизму на школах обычных. Элитные школы высасывают из обычных школ лучших учеников и учителей, сбрасывают в обычные школы весь «шлак» и поднимают у «элитных» детей самооценку за счёт обычных «лузеров».

Теперь, внимание, вопрос. Могут ли быть паразитами все школы?

Очевидно, нет. Иначе им будет банально не на ком паразитировать.

Нет, конечно, можно внедрять паразитизм на более мелком уровне: например, делить классы на «продвинутые» и «отстающие», высасывать людские ресурсы из регионов в Москву и Петербург. но всё же на этом далеко не уедешь.

Сложившаяся система – когда несколько процентов элитных школ живут за счёт угнетения оставшихся – пожалуй, максимально эффективна в рамках модели паразитизма. Если мы хотим повысить эффективность обучения дальше, нам надо отказываться от системы паразитизма и внедрять более современные методы обучения. Либо, как вариант, мы можем по-китайски поставить крест на «неудачниках» и ориентироваться на производство штучных талантов, фамилии которых я сейчас не вижу смысла перечислять.

Лично я всё же считаю, что модель паразитизма морально устарела: она неплохо работала в девятнадцатом и двадцатом веках, но ей всё же уже пора на пенсию. И в качестве одного из доказательств морального устаревания этой системы я могу привести вопиющий факт.

Несмотря на – как заявляется – своё элитное образование, у выпускников элитных школ не хватает мозгов, чтобы понять, по чьим костям им удалось забраться наверх. Они на полном серьёзе предлагают обычным школам учиться у школ физико-математических. Спрашивается: можно ли считать качественным образование человека, который не видит очевидного изъяна в той греческой утопии, в какой у самого бедного землепашца было более трёх рабов?