Научные и педагогические профессии список, особенности и характеристики

Диапазон ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

  1. Познакомить студентов со диапазоном педагогических специальностей, посодействовать им представить единую картину многозначной педагогической профессии.
  2. Показать, что преподаватели различных специальностей вкупе сформировывают у учащихся единую картину мира и реализуют делему межпредметных связей.
  3. Выявить перспективы педагогической профессии; положить начало формированию взора на педагогическую профессию как профессию широких и различных способностей, перспектив для человека, ее избравшего; взора на профессию, способную отменно преобразовывать и субъекта деятельности (учителя), и субъекто-объекта труда (ученика).
Оборудование
  1. Схемы «Спектр педагогических специальностей», «Перспективы педагогической профессии».
  2. Раздаточный материал «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».

человек, владеющий особыми познаниями в какой-нибудь отрасли науки либо техники, представитель какой-нибудь специальности.

отдельная ветвь науки, техники, мастерства либо искусства; профессия, основная квалификация.

то, что должно либо может произойти, наступить прямо за реальным, предстоящий ход каких-то событий; развитие, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.

1) определение квалификации, уровня познаний и умений работника; 2) отзыв о возможностях, познаниях, деловых и других качествах какого-нибудь лица; черта.

точка зрения, с которой рассматриваются предметы, понятия, явления. Перспектива, в какой выступает явление, сторона предмета.

необходимость выбора меж 2-мя либо несколькими исключающими друг дружку способностями; любая из этих способностей.

степень, уровень проф подготовленности человека к какому-либо виду труда; профессия, специальность.

Литература
  1. Закон Русской Федерации «Об образовании» // Новенькая школа.– 1992.– Разд. II.– Ст. 20–24.
  2. Положение об аттестации педагогических работников.
  3. О внедрении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М. 1995.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М. 1998.– Разд. I: Перспективы педагогической профессии.

СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Работа с терминологией

Специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности.
Специальность – отдельная отрасль науки, техники, искусства, в какой кто-нибудь работает.

Беседа со студентами

В.: Какие специальности педагогической профессии вам известны?
В.: По какому основанию мы можем произвести классификацию, некое упорядочение педагогических специальностей, чтобы увидеть и их многообразие, и единую картину педагогической профессии?

Работа со схемой «Спектр педагогических специальностей»

Студентам предлагается схема с «запланированными» ошибками.

  1. Просмотреть схему, сделать анализ ее содержания.
    В.1: Специалисты какой ступени образования выпущены?
    – Специалисты педагогики и методики начального образования:
    • учитель начальных классов,
    • воспитатель группы продленного дня,
    • учитель малокомплектной школы.
    Научные и педагогические профессии список, особенности и характеристики

    В.2: Какая неточность в классификации циклов предметов допущена в схеме?
    – Из специальностей гуманитарного цикла выделены специальности эстетического цикла.

  2. Напомнить, что в процессе подготовки все будущие специалисты-учителя (филологи, математики, учителя общественных дисциплин, начальных классов и т. д.) должны овладеть тремя блоками дисциплин (общекультурным, медико-биологическим, психолого-педагогическим) – это сходство подготовки; 4-й блок – специальный, это различие подготовки.
  3. После анализа схему «Спектр педагогических специальностей» студенты переносят в тетрадь, с уточнениями.
  4. Сделать записи:
    • спектр педагогических специальностей помогает представить многоликость педагогической профессии;
    • профессия учителя при многообразии специальностей – начало начал всех профессий;
    • разные специалисты все вместе должны сформировать у учащихся единую картину мира и постараться воспитать всесторонне развитую личность ребенка;
    • проблема формирования единой картины мира у школьников рождает другую проблему процесса обучения – проблему межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.

Профессор МПГУ В.А. Сластенин отмечает, что в сфере образования наблюдается все большая внутрипрофессиональная дифференциация. Появляются новые виды педагогической деятельности, в связи с чем педвузы начинают готовить более узких и поболее профессиональных специалистов.

Это, с одной стороны, положительное явление: происходит углубление в отдельные научные области в процессе профессиональной подготовки. Но, с другой стороны, научные знания больше дробятся, нарушая единую картину мира. Еще А.И. Герцен отмечал, что «исследователи так близко подошли к храму науки, что не видят храма и ничего не видят, кроме кирпича, к которому пришелся их нос».

Одна из главных задач педагогического вуза – это формирование у студентов целостного представления об их будущей профессиональной деятельности. Значит, педвузы должны решать и проблему интеграции знаний различных дисциплин.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – то, что должно или может произойти, наступить прямо за настоящим, дальнейший ход каких-либо событий, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.

Сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.

Работа со схемой
«Перспективы педагогической профессии»

Комментарий к схеме

Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования.

Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, почти во всем изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ. Например, в г.Туле возникли лицеи, гимназии. Школы имеют классы с гуманитарным и политехническим уклоном и т.д.

Цели их создания:

  • учет потребностей общества: «заложить» в учащихся некоторую профессиональную направленность; готовить выпускника, необходимого современному обществу;
  • учет личности ученика, его возможностей и способностей при получении среднего образования.

Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. могли быть подготовлены) в образовательных учреждениях различного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель математики и экономики; учитель математики, менеджер образования.

Профессией учителя можно овладеть, обучаясь в педагогических учебных заведениях. Различны пути получения педагогического образования:

  • среднее специальное педагогическое образование – в педагогических училищах и педколледжах;
  • высшее педагогическое образование – в вузах: пединститутах, педуниверситетах, педакадемиях.

Возможны варианты получения высшего педагогического образования: это традиционная моноуровневая система и многоуровневая система высшего образования. включающая в себя бакалавриат и магистратуру. Также вариативны формы получения педагогического образования: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат.

Дальнейший рост специалиста осуществляется через аспирантуру (получение ученой степени кандидата наук) и докторантуру (получение ученой степени доктора наук). Преподавателям с ученой степенью могут присвоить ученое звание «доцент» и «профессор», при условии выполнения ими определенной учебной, методической и научной работы. Кроме того, совершенствовать свое образование, квалификацию учитель имеет возможность через курсы, семинары, ФПК (факультеты повышения квалификации), «школы», стажировку, соискательство ученой степени, через самообразование, изучение и творческое усвоение чужого опыта и т.д.

Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем (см. рис.6).

Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя.

В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.

Рис. 6. Образовательные заведения разных педагогических систем

При назначении разряда учитываются критерии:

  • образование, профессиональное образование;
  • стаж работы;
  • ученая степень и ученое звание;
  • особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.

В системе образования разряды распределены по трем категориям.

Знакомство с раздаточным материалом: «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».

Дополнения: квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

Высшая категория соответствует 14-му разряду: это в большинстве случаев заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в процессе аттестации).

Первая категория соответствует 13-му разряду: это в большинстве случаев учителя – отличники образования и старшие учителя.

Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.

Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. 1

Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в процессе аттестации.

Аттестация администрации школы

Вышестоящие органы управления образования присваивают квалификационный разряд директору – с 15-го по 17-й.

16-й разряд зависит: а) от контингента учащихся; б) от среднего балла показателей работы школы (оснащение материальной базы, поступление учащихся в вузы, результаты участия в олимпиадах и т.д.).

17-й разряд дается директору, имеющему ученую степень (кандидат, доктор наук).

Ставка завуча может быть ниже ставки директора на 15–20–30 %.

Аттестация учителей, руководителей проводится через 5 лет. В учебном заведении создается аттестационная комиссия из членов администрации и наиболее опытных и уважаемых в коллективе преподавателей.

Принципы аттестации:

  • добровольность,
  • открытость,
  • коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:

  • Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);
  • Заслуженный учитель РФ ;
  • Отличник образования РФ ;
  • учитель-методист ;
  • старший учитель .

За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.

Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер зарплаты учителя.

Необходимо знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.

Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, нерутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

В этом смысле перед учителем открываются необозримые горизонты: а) твори и реализуй авторские программы, учебные пособия, наглядность; б) творчески строй учебно-воспитательный процесс; сделай ученика, воспитанника активным участником его личностного становления, развития. Смело экспериментируй, но в интересах ученика.

Домашнее задание
  1. Завершить работу по изготовлению проблемной карточки. Подумать, какие проблемы (трудности) имеются у учителя школы как предметника, классного руководителя, как члена методического объединения, также у всей системы образования.
    Сделать наброски: это могут быть а) свои мысли, б) факты, взятые из сми, в) факты интервью у бывших своих учителей (классных руководителей, предметников).
  2. Завершить работу над сочинением (9 тем), принести на проверку преподавателю.
  3. Проработать лекцию: знать термины, схемы, основные положения.
  4. Ознакомиться с перечнем литературы к будущему семинару «Гуманистическая природа педагогической деятельности».