Проблема трудоустройства выпускников

Проблема трудоустройства выпускников

Одним из важнейших показателей эффективности и устойчивости производственных связей вуза с учреждениями и предприятиями так называемого «профильного рынка труда» является плановая система трудоустройства выпускаемых специалистов.

Анализ состояния кадров в регионах России показывает, что основная масса рабочих мест ещё сохранена, действуют соответствующие аппараты государственно-общественного управления. Вместе с тем радикальные изменения всех сфер жизни российского общества обусловили кардинальные изменения прежде всего структуры местного управления со значительным расширением полномочий региональных и муниципальных образований.

Многообразие направлений работы по физической культуре, спорту, туризму и социально-культурной деятельности предполагает большой состав специалистов, который, к сожалению, на протяжении многих лет советской власти в достаточной мере не исследовался и не прогнозировался.

Как следствие, образовательные учреждения не исследовали ни рынка образовательных услуг, ни способов включения своих выпускников в социально-экономическую жизнь своих регионов. Проблема подготовки кадров, например, для учреждений социокультурной деятельности решалась на основе программы Министерства культуры РСФСР. Основные недостатки практики работы с населением были вызваны текучестью и низким профессиональным уровнем специалистов.

Программы организованного досуга населения, туризм, физическая культура и спорт позволяют снизить социальную напряжённость в обществе, уменьшить финансовые расходы государства, выделяемые на социальные нужды, на лечение, на содержание исправительно-трудовых учреждений. Специалисты в данном случае являются единственными носителями культурных ценностей, передаваемых в массы, в различные категории населения.

Решение вопроса о трудоустройстве молодых специалистов связано с созданием комплексной системы мер, включающих в себя соответствующие разделы образования, знаний о нормативно-правовых основах трудоустройства, взаимодействия со службами занятости и знаний о требованиях к специалисту со стороны работодателей.

Отмена распределения выпускников вузов, полное отсутствие как содействия, так и контроля со стороны государственных структур за трудоустройством молодых специалистов обусловили необходимость создания при ряде высших учебных заведениях специализированных отделений по трудоустройству, а самим выпускникам самостоятельно искать место будущей работы.

Проблема трудоустройства выпускников

Неупорядоченность спроса на кадровые ресурсы сферы социальных услуг населению привела к тому, что, с одной стороны, более половины рабочих мест, например, в Московской области, занято работниками, не имеющими профильного образования; с другой — около 70 % выпускников по вышеназванным направлениям подготовки не имеют возможности трудоустроиться.

Растущая конкурентоспособность, например, в сфере спорта высших достижений, когда российские специалисты всё больше вытесняются зарубежными кадрами на должностях главных тренеров сборных команд страны приводит не только к потерям в подготовке спортивного резерва, но и к полному пренебрежению, к деградации работы по научно-методическому обеспечению практики спорта.

Как следствие возросла необходимость не только получения выпускником вуза знаний о способах трудоустройства, но и о той системе межличностных отношений, которая обеспечит молодому специалисту профессиональную адаптацию и карьерный рост в той или иной сфере деятельности.

Вместе с тем в содержании образования, в государственных образовательных стандартах не предусмотрены разделы соответствующих знаний о способах трудоустройства, о формах адаптации и вхождения молодого специалиста в необходимые производственные отношения и режим трудовой деятельности.

Наиболее эффективное влияние на процессы адаптации к профессиональной деятельности оказывает мотивация студента, формируемая, по преимуществу, на протяжении всего периода обучения и являющаяся итогом освоения профильных спецкурсов, выполнения заданий производственной практики.