Системы образования различных стран (России и за рубежом)

Системе образования в Рф тяжело дать конкретную оценку. С одной стороны, школы смотрятся беднее некуда, а с другой – по-прежнему остаются одними из самых доступных в мире.

Министерство образования заказало Центру мониторинга и статистики исследования на тему сравнения российской системы образования с системами образования в мире. Всего были учтены данные о вузах и школах из 50 стран мира. И вот какие интересные выводы получились в результате этого сравнения.

Тенденции среднего и высшего образования в России

Если раньше Россию считали самой образованной страной, в какой много читают, то сегодня ситуация выглядит чуть по другому. Школу посещают лишь 82,5% детей, при всем этом мы всего на 0,3% обогнали по этому показателю хрестоматийную Зимбабве.

Была отмечена тенденция – чем выше уровень жизни в стране, тем больше детей помещает школу, и тем длиннее срок обучения в ней. Например, в высокоразвитых странах для получения базового среднего образования школу придется посещать 12-14 лет, у нас же обязательными являются только 9 классов общеобразовательной школы.

С другой стороны, в стране высокая доля дипломированных специалистов, которыми Россия щедро делится с западными странами. Конечно, до Оксфорда нам еще далеко, но свое 10 место в мире по количеству выпускников вузов и техникумов мы занимаем. А количество лиц, у каких за плечами аспирантура или докторантура еще выше – по этому показателю мы на шестом месте в мире.

Системы образования различных стран (России и за рубежом)

Как со школьной нагрузкой?

Было бы неверным считать наших школьников самыми занятыми и перегруженными домашними заданиями. Если брать среднюю статистику по всему миру, то от уже упомянутых развитых западных стран (и от Зимбабве в том числе) мы снова отстаем – 998 учебных часов в год при среднем показателе, равном 1003 часам в год.

Учебные планы у нас и у них

Очень сильно в разных странах отличается процентное соотношение часов, потраченных на те или иные отрасли знаний. Например, в России считают нужным обучать детей своему литературному наследию. Как итог, письму и литературе отведено до 23% аудиторного времени (средний показатель в мире – 16%). Немало внимания уделяется естественным наукам – 14% времени (в мире этот показатель равняется 11%). А вот иностранные языки мы изучаем мало – около 8% времени, в мире эта цифра выше на 3%. Творческих же занятий у нас совсем мало – 4% время, как и физической нагрузки (5% времени).

Количество учеников в классе и качество образования

Российская система образования за последние пару лет пришла к тому итогу, которого добивалась: у нас нет перегруженных классов, в каких учится 40 человек одновременно. Но появилась другая проблема – теперь у нас учителей больше, чем требуется фактически. В мире количество учеников в классе можно объяснить только уровнем жизни в стране: чем выше уровень жизни, тем меньше детишек сидит за партой в одном помещении. У нас же (при невысоком уровне жизни) едва ли не самый многочисленный преподавательских состав, в каком преобладают женщины (80% от всего числа преподавателей). А мужчины-преподаватели находятся в дефиците, хотя объяснить это легко можно невысокими зарплатами в учительской среде.